История зарождения советского танкостроения



Т-24, первый советский танк

Танки в армии еще не появились, но солдаты уже во всю использовали преимущества бронированной техники, например, автомобилей или бронированных поездов. Но все эти машины, нужно признать, были ограничены своими недостатками, а достоинства не могли обеспечить им широкое признание. Из новой исторической статьи вы узнаете немного о зарождении танкостроения на нашей с вами родине.

 

Автомобилям нужна была полноценная гусеничная подвеска, которой они были лишены, а поезда могли использоваться исключительно на железных дорогах. Каждый, хоть немного смыслящий в военном деле начальник, понимал, что создание полноценной бронированной самоходной машины – это одна из самых приоритетных задач.

И Россия не была исключением, ее высшие чины уже не раз изобретали различные танки в начале двадцатого века. Даже те люди, которые лишь поверхностно знают историю, могут вспомнить легендарный «Царь-танк», знаменитый «Вездеход» или же широко известный сверхтяжелый танк Менделеева. Кроме этого, было еще много разных проектов – боевая машина Гюнтера, броненосец Демьяненко или побывавший у многих на устах «трактор», который создал инженер Казанский. Как видите, идей было множество – начиная от откровенных провальных и заканчивая потенциально успешными. Но вся суть в том, что все эти проекты существовали лишь на бумаге – в свете двух революций, которые произошли в 1917 году, на реализацию амбициозных идей попросту не было времени.

Но все проходит, прошла  революционная суматоха и танки снова заполонили умы военных чинов – август 1919-го года стал известен тем, что именно в это время был отдан приказ о выпуске танка под названием Renault FT. Именно с этого времени и принято начинать отчет в истории советского танкостроения.

Renault FT

Советская адаптация знаменитого танка не была идеальной копией французской машины, выяснилось, что добравшись до места назначения, опытный образец потерял по пути несколько важных деталей. И самый неприятный сюрприз постиг разработчиков сразу после беглого осмотра танка – в нем не было коробки передач! В итоге, возглавляющие завод советские инженеры, должны сами были спроектировать утерянные части и вдохнуть в железного монстра жизнь.  И проделанная работа была удачной – в 1920 году выходит первый танк СССР, получивший название «Борец за свободу».

Всего русских адаптаций французского танка было выпущено всего 15 штук. Чтобы выпускать больше, нужны были большие производственные силы, коих на тот момент попросту не было. В те года СССР было очень отсталым в плане индустриализации государством и правительству нужно было приложить немалые усилия для изменения ситуации.

Несмотря на все недостатки, работы по проектированию новых боевых машин продолжались, и первый конкурс на лучший танк провели в 1920 году. Победу получил десятитонный, умеющий плавать танк Кондратьева. Это была полностью самостоятельная работа, однако она базировалась на некоторых иностранных достижениях. Спустя два года, на похожем конкурсе было представлено целых семь проектов.

1923 год был примечателен тем, что создание бронетанковой техники стало полностью курировать Управление военной промышленности. Спустя год работы было создано специальное Танковое бюро, начавшее функционировать шестого мая. Задача Бюро состояла в следующем: нужно было готовить кадры, изучать работы иностранных инженеров, накапливать опыт других государств и наконец, проектировать совершенно новые танки. И последняя задача была наиболее важная – правительству нужен был свой собственный танк, так как политическая ситуации накалялась, а машинный парк СССР состоял из зарубежной техники, которая уже порядком устарела.

Начальный этап работы Бюро был с виду простым – нужно было спроектировать три вида танков. Тяжелую машину для организации прорывов, быстрый танк для подвижных составов и малый танк, способный поддержать пехоту. Октябрь 1925 года стал примечателен тем, что после совещания по возникшим в танкостроении проблемам, работы над тяжелым танком были практически остановлены.

Но, несмотря на возникшие проблемы, малый танк появился спустя два года, в 1927. Хотя внешне машина все еще сильно напоминала французский прообраз, нельзя не отметить, что разработчики внедрили несколько своих удачных решений. И вот танк Т-16 отправляется на испытания, которые призваны показать, будет ли у танка будущее. И будущего и Т-16 не было – в процессе тестирования были выявлены многочисленные проблемы, связанные с ходовой частью и двигателем. Несколько месяцев доработок и вот новая модель танка, получившая название Т-18, уже принята на вооружение армии.

В ноябре 1927 года было полностью сформулировано задание по созданию маневренного танка. Разработкой поручили заниматься Орудийно-арсенальному тресту и конструкторскому бюро Харьковского завода. Однако сотрудничество не удалось и в итоге вышло примерно следующее:  в Москве должны были работать над башней и корпусом, а харьковчанам поручили ходовую часть и трансмиссию. Однако в Москве не проявляли особого рвения и сотрудники харьковского завода должны были работать в двух направлениях.

Здесь стоит вспомнить, что в октябре 1928 года к харьковчанам присоединился будущий знаменитый конструктор Морозов, тогда еще техник-чертежник.

Маневренный танк Т-12 создавался с помощью полученного при создании МС-1 опыта и использования новой идеи многоярусного вооружения. Принцип многоярусного  вооружения вовсю использовался американскими конструкторами при создании средних танков. На советскую машину предполагалось установить не одну, а целых две башни. В первой, орудийной, находится орудие 45мм или же 57мм гаубица. Малая башня была вооружена хуже – с помощью спаренной пулеметной установки 7.62мм.

Однако такая схема танка имела два существенных недостатка. Когда вращалась большая башня, прицел маленькой сбивался. Вторая проблема заключалась в многоярусности – высота машины составляла целых три метра, а это даже по тем временам являлось преувеличением. 

Опытный образец новой машины строили целый год и вот, в апреле 30-го года начались первые полевые испытания. И во время тестов вновь были выявлены большие проблемы с ходовой частью. После того, как проблемы были устранены, танк вновь показали начальству, однако хоть машина и показала себя вполне неплохо, был отдан приказ об усовершенствовании модели.

Усовершенствование не обошлось маленькими переделками – инженеры Харьковского завода полностью переработали танк и внесли глубокие изменения практически во все аспекты танка. Изменилось расположение модулей внутри танка, была переработана башня, более чем в два раза был увеличен запас хода. И вот модернизированный танк, под названием Т-24, наконец-то был принят на вооружение.

Но и тут возникла проблема – массовое производство машины не началось из-за больших экономических проблем государства. Всего 25 машин поступили в армию и этого, как вы уже догадались, было очень и очень мало. К тому же эти танки участия в боевых конфликтах не принимали, а лишь использовались в качестве учебных машин.

В 1931 году Конструкторское Бюро сняло со своих планов танки серии Т и приступило к созданию абсолютно новой серии БТ. В связи с такими глобальными изменениями, бюро покинул его начальник, который был в корне не согласен с направлениями деятельности. И спустя несколько месяцев танк Т-24 окончательно убран из плана производства.

Читайте продолжение здесь.

 
 
 
Комментарии и отзывы
 
Аватар пользователя admin
admin
31-10-2012 в 23:08

Да, прокачка в то время с МС-1 до следующего левела была весьма медленной laugh