История создания StuG III



Рендер Штуга

Не только миллионы людей погибли, сражаясь во время Первой мировой войны. Вместе с ними канула в Лету и былая тактика ведения битв. В этом жестоком противостоянии, которое произошло в начале XX века, гениальные инженеры воплощали свои замыслы в жизнь, но их оружие требовало совсем иной практики применения. И один из главных вопросов заключался в том, чтобы решить, как наиболее успешно взаимодействовать пехоте и артиллерии.

 

Живая сила в наступлении несет просто ужасающие потери, а огонь из крупнокалиберных орудий помогает ей уничтожить оборону врага. Однако стационарные орудия не могли постоянно обеспечивать поддержку пехоте, так как АРТ-САУ не были достаточно мобильными. Во время Первой мировой войны впервые появились АРТ-САУ – самоходные артиллерийские установки, установленные на шасси грузовиков, тракторов или даже гусеницы. Подвижность гусеничного шасси была под вопросом, однако из-за позиционной войны динамики хватало.

И вот, в 1935 году генерал Бек получил от Эриха фон Манштейна письмо, в котором обосновывалась необходимость разработки самоходного орудия, которое способно выдерживать попадания врага и уничтожать огневые точки. Если возникнет такая необходимость, то орудие должно было справиться и с танками противника. Это орудие должно было взаимодействовать с пехотой, но не прорывать оборону самостоятельно, а просто поддерживать наступление. Также было замечено, что крупные подразделения не были нужны, можно было обойтись взводами. Именно эта записка положила начало движению разработки принципиально новой техники – штурмовой артиллерии.

Сперва новую идею приняли не слишком благосклонно. Большинство противников новой задумки склонялись к тому, что роль поддержки пехоты вполне могут обеспечить и простые танки. К примеру, известный танк Pz IV с самого начала был вооружен противопехотной пушкой. Достоинство крылось в том, что танк имел вращающуюся башню, а не стационарную, как на штурм. артиллерии. Но, несмотря на неодобрение многих, командование все же одобрило разработку машин для поддержки пехоты. Создание орудия поручили фирме Крупп, а всем остальным занималась компания Даймлер-Бенц.

В 1937 году первые пять машин покинули заводы. Для их базы использовали измененное шасси от танка PzKpfv III. Орудие имело калибр 75мм, и было установлено в закрытую и хорошо защищенную рубку. В первой модификации не было дополнительного вооружения. В итоге новая машина получилась низкой, достаточно защищенной, но лишенной мощного двигателя – ПТ-САУ разгонялась до 25км/час, а это, стоит заметить, вполне приемлемая по тем временам скорость.

Первые сошедшие с конвейера машины не предназначались для ведения боевых действий, так как их рубки и корпуса не были сделаны из броневой стали. Далее последовали обширнейшие испытания новой техники и уже после этого самоходки передали в школу артиллеристов, где их использовали до 1941 года.

По результатам испытаний были сделаны необходимые доработки конструкции и уже в 1940 году была выпущена совершенно новая партия машин. 50мм лобовой брони, улучшенная ходовая часть, новый двигатель – теперь самоходка стала несколько иной, чем раньше и получила название 7.5 cm Sturmgeschutz III Ausf А. Сокращенно, как вы уже догадались - StuG III. Прошло всего лишь несколько месяцев, и вот первые машины уже ведут сражения во Франции. После множества ожесточенных битв, новые самоходки получили высочайшие оценки от командования и восторженные отзывы от экипажей.

После того, как руководство убедилось в высокой эффективности Штугов, было принято решение о переносе производства с загруженного завода Даймлер-Бенц на Алкетт, где после повышения производительности выпускалось до 30 самоходок в день. В конце 1940 года на вооружении уже было 184 Штуга, а спустя год немецкая армия пополнилась на 548 единиц новой, очень эффективной техники.

Установкам Штуг не зря было суждено стать самым массовым образчиком штурмовых орудий. Всего создали примерно 10.5 тысяч единиц. Высочайшая боевая эффективность, маленькая стоимость создания – все это сделало свое дело. Например, Pz III стоил 105 тысяч марок, Стуг же обходился всего в 82.5, а экономия ой как важна во время военных действий.

Самоходку постоянно усовершенствовали, к примеру, в 1942 году Штуг получил в свое распоряжение 75мм длинноствольное орудие. После установки оного, самоходка превращалась в чрезвычайно эффективное средство для борьбы с танками врага. Если говорить по существу, то Штуг стал основной противотанковой машиной в немецкой армии. Теперь поддержкой пехоты суждено было стать гаубице StuH 42.

Практически вся военная техника во время войны постоянно модернизировалась, усовершенствовалась и становилась более эффективной. Удешевляли разработку, повышали боевую эффективность – за все время было выпущено восемь экземпляров Штуга.

Так как с течением времени немецкой  технике противостояли все более совершенные силы врага, на самоходку постоянно устанавливали все более и более лучшие орудия. Возьмем к примеру 75мм пушку, которая не отличалось особой эффективностью в борьбе против танков СССР Т-34 или КВ-2 с КВ-1. Кстати, именно в связи с появлением КВ на немецкую самоходку установили уже упоминавшееся гладкоствольное орудие. Но и это был не предел – со временем приходилось разрабатывать еще более смертоносные варианты.

Кроме основного вооружения, на Штуг установили и дополнительное – пулеметы. Это делалось из-за того, что не всегда в качестве противников были танки, да и не каждый раз можно обеспечить поддержку пехоте одним лишь орудием. Если к самоходке подбирались слишком близко, то она становилась очень уязвимой и вот, модификация «Е» стала обладать пулеметом, который был прикрыт специальным щитком. Да, пулемет не мог вести огонь на 360 градусов, однако это было гораздо лучше, чем без него. В следующей же модели Штуга, был полностью дистанционный пулемет, сохранивший жизнь множеству немецких танкистов.

Но далеко не все усовершенствования проходят без негативных сторон. Например, инженеры постоянно наращивали защиту, усиливая броневые листы и устанавливая экраны, что в свою очередь снижало ходовые качества Штуга, делая его неповоротливым.

Боевая биография самоходки испещрена записями об успехах. Возьмем, к примеру, сражение под Сталинградом, где  один Штуг за двадцать минут уничтожил девять танков СССР. Или же бои за Демянск – там Хорст Науман разбил 12 танков за три дня. Но все же пальму первенства стоит отдать Вальтеру Книпу, который за год уничтожил 129 машин противника. Кроме этого, именно на Штуге воевали такие известные асы, как Эрки Халонен или Берье Бротел.

И даже когда война закончилась, Штуг продолжали использовать во многих странах, например, в Испании, Египте, Румынии или Сирии. Это только лишний раз доказывает, насколько качественной была эта замечательная боевая машина. 

 
 
 
Комментарии и отзывы
 
WOTKACH2
23-12-2013 в 9:20

Война-это страшная штука. Но читать очень интересно. Спасибо за статью!