Как создавался MAUS



Маус в Кубинке

Практически все свершения школы немецкого танкостроения заслуживают неоспоримого уважения. Некоторые инженерные находки, воплощенные в период Второй мировой войны, нашли свое применение и много лет спустя после ее окончания.

 

Однако тевтонский гений танкостроения отнюдь не зря называют сумрачным. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить о нездоровой тяге немцев к сверхтяжелым танкам. Большинство людей считают, что инициатором этого движения стал Адольф Гитлер, однако еще задолго до него разрабатывались огромные танки. Например, тут можно вспомнить проект «Колоссаль» - мощный, 150-тонный танк, обладающий четырьмя орудиями и экипажем, состоящим из 22-х  человек. Но работу над проектом не завершили, так как война закончилась поражением. Исходя из этого правильнее будет сказать, что Адольф Гитлер лишь превратил совпадение в стабильное умопомешательство.

Но справедливости ради нужно отметить, что не только Германия занималась проектированием сверхтяжелых танков – Советский Союз тоже создавал танк, массой 120 тонн, известный нам как КВ-5. Американцы, в свою очередь, потрудились над ПТ-САУ Т95, а японцы дошли до стадии макета, создавая О-и – 100-тонную машину. Французы тоже не остались в стороне со своим FCM 2C. Однако это были лишь единичные случаи, Германия же поставила планирование таких танков на широкую ногу.

Некоторые говорят, что немцы пошли по пути разработки тяжелых машин только из-за отчаяния. Однако это не совсем верно, так как работы над этими танками начались еще в далеком 1941 году. Именно тогда уже известная нам фирма Крупп разрабатывала танк, массой 72 тонны, который был вооружен 105мм орудием. Затем эта же компания придумала Льва, весившего 90 тонн, однако все работы над ним были завершены тогда, когда командующие одобрили создание Мауса.

Довольно сложно пройти мимо этих двух эпичных проектов, которые можно назвать только «курьезами». Автором первого танка был Э. Гротте, который ранее работал на Советский Союз. Тогда же он шокировал общественность своими знаменитыми «сухопутными крейсерами». Он предложил идею постройки танка под названием Ratte, который планировалось вооружить орудиями, снятыми с кораблей. Но Ратте – это лишь вершина айсберга, ведь компания Крупп планировала танк, который думали вооружить 800мм орудием под названием Дора. Но все же Шпеер, министр вооружений, сохранил здравый смысл и отменил проекты этих сумрачных гениев.

В итоге получилось так, что единственный сверхтяжелый танк, который все же был построен – это Маус, от Порше. В 1942 году был заключен контракт на его разработку. Профессор должен был создать 160-тонный танк, который обладал 200мм броней и двумя орудиями (105 и 150мм). Сей проект получил название Мамонт. Немного позже название изменили на Мышонок, в целях секретности.  Внедрять разработку машины должен был Шпеер, а над проектной частью трудился Порше.

Несмотря на все старания, уложиться в допустимый вес конструкторам не удалось, и в итоге Маус весил 188 тонн. Причиной этому было стремление создать максимально защищенную машину. Ни один автомобильный мост не мог удержать Мауса, а о понтонных не было и речи. Чтобы побороть проблему преодоления водных препятствий, инженеры сделали танк защищенным от влаги и создали возможность ездить под водой. В теории новый танк способен был легко преодолевать водоемы глубиной 8 метров, но на практике, вероятнее всего, даже самая мелкая речка стала бы для немецкой машины могилой.

С проходимостью у Мауса тоже были большие проблемы. Не стоит верить отчетам, полученным на полигонных испытаниях в городе Беблингене, они слишком оптимистичны. Например, в отчетах сказано, что если танк погружал гусеницы на 50см в землю, то оставался подвижным. Однако в отчетах умалчивается, что все 100км своего тестового пути Мышь проехала по твердым грунтам или полноценной дороге. Попытка преодолеть плохой грунт была, но Маус увяз почти по крышу. Только откопав танк, его могли вытащить. Да, машина имела оборудование для подводного вождения, но зачем оно нужно, если Маус буквально провалится в водный ил?

Многие люди, знакомые с танкостроением, говорят, что танк обязан быть максимально мобильным. Весь смысл танковых войск кроется в том, что машины должны быстро преодолевать огромные расстояния и наносить удары по тылу или флангам врага, но Маус никак не соответствовал этой аксиоме, так как с ездой у него были большие проблемы.

Но может быть немецкий монстр был настолько защищенным, что его могли использовать в качестве передвижного ДОТа? Нет, увы, все не так.

Первое, что нужно знать – бронирование Мауса было низкого качества. Во время его создания, Германия испытывала острую нехватку молибдена, который просто необходим для создания высококачественной стали. Плохое бронирование не только лучше пробивалось, но и трескалось, а иногда и откалывалось. Когда по танку попадал снаряд, осколки с внутренней стороны могли повредить модули или вовсе вывести из строя членов экипажа. Если трезво смотреть на вещи, то можно смело заявить, что Маус был примерно так же защищен, как и 70-тонные машины.

Размеры тоже не играли на руку немцам, так как самолеты противника легко могли попасть по танку. Попадание бомбы в 99% случаев означало уничтожение машины, так что и тут полезность танка была под большим вопросом.

Но были у Мыши и плюсы, точнее один плюс – его орудие калибра 128мм. Снаряд пробивал любой танк врага на дистанции 2.5 километра. Тогда подобным результатом не мог похвастаться никто. Конечно, с заряжанием возникали проблемы, поэтому Маус мог вести огонь с частотой 3 выстрела в минуту. Но несмотря на это, пушку однозначно запишем в плюс, так как орудие было действительно потрясающим. Вторая же пушка была не слишком полезна – для многих целей хватило бы и простого автоматического орудия.

Если бы танк принимал участие в военных действиях, можно бы было с уверенностью сказать, что почти все поврежденные машины так и остались бы стоять на том месте, где их подстерег снаряд врага. Эвакуация такой махины – это практически невыполнимая задача. Интересно, не показалось ли это командованию слишком расточительным?

Несмотря на все старания немецких конструкторов, Маусы так и не приняли участия в военных действиях. При приближении войск СССР, оба образца были взорваны, однако благодаря остаткам двух танков, умельцам удалось собрать в единое целое один экземпляр, который хранится в Кубинке, музее бронетанковых войск.

Подведем итоги: пойдя на поводу у Гитлера, Порше разработал и создал, пожалуй, один из самых бесполезных танков времен Второй мировой войны. Можно ли утверждать, что все силы и средства были потрачены впустую? Нет, ведь в процессе создания этого гигантского монстра, инженеры изобрели множество новаторских решений в ходовых,  двигательных, питательных и конструктивных системах танков.

 
 
 
Комментарии и отзывы
 
Аватар пользователя Dmitriy_Belkin
Dmitriy_Belkin
06-06-2014 в 22:58

Да,Гитлер шёл на все что бы завоевать мир,но даже с помощью мауса он этого сделать не смог.

AlexTheBest777
22-12-2013 в 21:41

Да уж,а Дору то они создали,Севастополь то она в войну бомбила.

Бугров Валерий
22-12-2013 в 15:26

Был в этом выставочном центре танков. Впечатления огромные.   :)  Увидел все танки из игры.