Танки в Туманном Альбионе. Начало.



Матильда

В 1914 году в Европе снова началась война. Но тогда еще никто не думал, что этот, с виду небольшой, конфликт станет затяжной, глобальной борьбой. Все участники конфликта рассчитывали за несколько месяцев стремительного наступления уничтожить все силы врага, но в сражения постоянно ввязывались все новые и новые страны, потери росли в геометрической прогрессии, и вскоре практически вся Европа оказалась расчерченной линиями окопов.

 

Наступления приносили в разы меньше планируемых результатов – командованию приходилось расплачиваться десятками тысяч солдат буквально за несколько километров местности и чтобы выбраться из этой патовой ситуации, участники конфликта придумывали новые средства вооружения. Именно за те несколько лет были изобретены самолеты-истребители, огнеметы, отравляющие газы и, внимание, танки.  

Впервые британские танки приняли участие в сражении в 1916 году, 15 сентября. Защищенные железом чудовища буквально проломили оборону немцев, но стоит сказать, что преимущество было только тактическое, но не оперативное. Важно понять, что в Первой Мировой Войне танки не сыграли важной роли. Еще два десятилетия исследований и изобретений должны были пройти, чтобы танки стали одной из основных боевых сил. И за эти годы нужно было не только создать новые, более совершенные машины, но и понять, как именно их использовать в бою. Это удивительно, но у Британии, первой ласточки среди танкостроения, были проблемы и с тем, и с другим.

Главной причиной проблем был, как обычно, человеческий фактор. Начать нужно с того, что в правительстве было немало ярых противников танкостроения. Известный историк писал, что такое отношение чиновников было подчеркнуто завистью и неудовольствием. Некоторые попросту заявляли, что танки – это лишь напрасные траты государственного бюджета.

Но и в лагере сторонников танкостроения тоже не все было в порядке. Тут чиновники не могли определиться с тем, какая роль предназначена танкам на полях сражений. Самыми отчетливыми были два варианта. Первый – танк должен был помогать пехоте, прикрывая ее броней и пушками. Всеми остальными целями, вроде танков или укреплений, должна была заниматься только артиллерия. Второй лагерь пришел к выводу, что танки нужно применять так же, как и кавалерию – железные монстры должны прорываться в тылы, уничтожать коммуникации, склады и солдат, которые не были готовы к схватке.

И в итоге англичане решили не выбирать какой-либо вариант а разместиться на двух стульях сразу. Танки разделили на два класса – пехотные и крейсерские. Первые обладали хорошей броней, но отвратительной динамикой, вторые наоборот, ездили быстро, но были слабее защищены. Вооружение у обеих классов было практически одинаковое. Сначала вообще на пехотные танки командование планировало ставить лишь пулеметы, но спустя немного времени пришел черед орудий. У крейсерских и пехотных машин долгое время был ограниченные калибр и отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Давайте поговорим более подробно про оба семейства танков Британии.

Как я уже говорил, поначалу пехотные танки вовсе не имели орудий. Пример этому – танк Матильда I, которая начала выпускаться в 1937 году. Тяжело-бронированный, но очень медленный танк. Через три года, когда Матильда впервые встретилась в бою с немцами, оказалось, что немецкие орудия просто не в состоянии пробить броню британского танка. Но к сожалению, все преимущество в защищенности, стиралось отвратительной огневой мощью.

Следующая версия Матильды начала серийно выпускаться в 1939 году и это был самый бронированный танк в начале войны. 60мм брони пробивали только зенитные орудия и пушки, установленные на немецких ПТ-САУ Marder II. Вторая версия Матильды имела перед своей предшественницей одно неоспоримое преимущество – 2-фунтовое орудие. Для самого начала войны такой пушки было достаточно. Но уже в 1942 году вторая Матильда стала устаревшим танком, а установка нового орудия не представлялась возможной из-за слишком малых размеров башни.

Но все же не Матильда является самым удачным пехотным танком, а Валентайн, который впервые участвовал в боях в Северной Африке. Валентайны выпускали до 1944 года, но уже в 1942 году танк был устаревшим. Из недостатков можно выделить слишком низкую скорость и слабое вооружение. Эффективность работы экипажа была низкой из-за тесной башни. К слову, примерно половина построенных танков была отправлена в СССР по ленд-лизу.

Теперь пришло время поговорить о крейсерских машинах, которые, стоит заметить, в начале войны были ужасно ненадежными. Праотцами будущих крейсерских танков стали машины известного инженера Америки У.Кристи.

Первым крейсерским танком стал Vickers Mk I, который серийно выпускался с 1934 года. Этот танк практически не принимал участия в военных действиях, хоть некоторое количество Викерсов и оставалось в армии. Все оставшиеся танки были отосланы в тыл или же использовались для обучения новых танкистов.

Следующие версии Викерсов, вторая и третья, хоть и показали себя намного лучше предшественника, но все же имели очень слабое вооружение и броню. Множество танков потеряли просто из-за разного рода поломок – танк был крайне ненадежен.

Вскоре была разработана новая версия машины, получившая название Vickers Mk IV. Теперь толщина брони была 30мм. Броню наварили с помощью листов на башню и другие слабые места. Благодаря этой накладной броне, башня танка приобрела необычную шестигранную форму, которая потом перешла на следующий танк, Covenanter. Кроме улучшения брони, были проведены работы по улучшению шасси. Да, четвертая версия машины была улучшена, но все же так и осталась ненадежной – танк ломался очень часто.

Англичане в 1940 и 1941 году терпели очень серьезные потери. Африка, Греция, Франция – танки Британии везде проигрывали своим конкурентам. Некомпетентные командиры, частые поломки, слабое вооружение… Были сделаны соответствующие выводы и командование приняло меры.

Вторая часть истории британского танкостроения расскажет вам о том, как дальше развивались танки Туманного Альбиона.

Не пропустите!

 
 
 
Комментарии и отзывы
 
Комментариев сайта пока нет, Вы можете быть первым!