Вообще, история создания артиллерийских самоходок берет свое начало в сентябре 1931 года, когда во время работ по созданию «самоходного корпусного триплекса» были созданы СУ-14 и СУ-7. Последняя разрабатывалась под три вида орудий – 305мм мортира, 203мм гаубица и 152мм пушка. СУ-14 создавалась под 203мм гаубицу, 152мм пушку и 107мм орудие. После того, как руководителей создания САУ арестовали, все работы были заморожены.
Снова вспомнили об артиллерии в 1939 году. Во время штурма Маннергейма, Красная Армия нуждалась в артиллерии, обладающим большим калибром орудия и хоть какой-то защитой от снарядов. И вот, в декабре 1939 года Кировскому конструкторскому бюро было поручено создание инженерных танков с бронированием. 185-й завод начал работу над двумя проектами – АРТ-САУ на базе танка Т-100 и экранированием СУ-14. С первого взгляда казалось, что установка экранов на уже созданные САУ – это самый очевидный и наиболее легкий вариант, но на самом деле все работы были завершены только 20 марта, спустя неделю после конца войны. Не слишком быстро создавалась и САУ на базе Т-100 – на выходе конструкторы получили машину Т-100Y, которая вооружалась 130мм морской пушкой Б-13.
Но не только 185-й завод работал над этим заданием – Кировское отделение трудилось с не меньшим рвением. В 1940 году с фронта привезли прототип танка КВ и сразу же Военный совет приказал первые четыре танка оснастить 152мм пушками, которые предназначались для уничтожения ДОТов. Специально для этой цели танк оборудовали большей башней. Впервые эти танки применили в боевых действиях 22 февраля 1940 года, а к 4 марта уже имелось четыре таких машины.
Итоги Зимней войны показали, что нужно развивать идею уничтожителей ДОТов. Весной и летом шли работы по изготовлению САУ на базе Т-100 и СМК, однако уже в конце июня судьба этих разработок была предрешена - результаты полевых испытаний показали, что КВ имел меньшую массу, но был при этом и более защищенным. На тот момент КВ, обладающий большой башней, использовался в качестве временного решения, но в июле 1940 года начался серийный выпуск танков.
Недостатки у КВ были – ограниченная мощность орудия из-за шасси, трудности с заряжанием пушки… Да и то, что танк имел вращающуюся башню – вовсе не значило, что машина может стрелять на всех углах поворота.
После того, как работы над модернизаций СМК и Т-100 были прекращены, конструкторы сконцентрировались над созданием новой машины, которая по сути была модернизацией уже известного нам КВ. Было подписано соглашение, в котором указывались следующие требования:
Изготовить два образца КВ со 100мм бронированием – один с орудием 85мм, другой с пушкой 76мм.
Создать два опытных образца КВ с 90мм броней – один должен иметь пушку 85мм, другой 76мм.
Один танк, оснащенный 152мм орудием БР-2.
КВ с 90мм броней получил индекс 150, а от своего базового варианта танк отличался 76мм орудием и командирской башенкой. Предполагалось, что именно эта машина заменит КВ-1.
Более серьезные отличия были у танка, построенного по теме 220. Более длинный корпус, большее количество катков, новая башня с 85мм орудием и двигатель, мощностью 850 лошадиных сил. Работы над этой машиной были окончены в 1940 году, 5 декабря.
Тактико-технические характеристики САУ с 152мм орудием были подготовлены в августе 1940 года. Эту артиллерийскую установку поручили создать Кировскому заводу, а руководителем проекта являлся Ц.Н. Гольбурт. Вообще, 212 напоминала СУ-14-1, в Объекта 212 взяли уже переработанное шасси от танка Т-220, силовая установка размещалась посередине, а ведущие колеса и трансмиссия находились спереди. Также в носовой части находилось отделение управления. В кормовой части, в массивной рубке, было размещено боевое отделение САУ. У этого решения были две стороны монеты – с одной стороны размещение боевого отделения в корме увеличило размеры машины, но с другой увеличило удобство расчета. К тому же, рубка в корме позволила к минимуму свести «вылет» пушки за габариты Объекта 212.
На все работы по созданию 212 было выделено два миллиона рублей. 25 тысяч ушли на изготовление макета, 100 тысяч на технический проект, 300 тысяч на чертежи, потом 75 тысяч на их доработку, миллион сто тысяч на создание прототипа, 300 тысяч на ремонт и 100 тысяч для испытаний. Стоит заметить, что в эту сумму не была включена стоимость боеприпасов.
Если верить планам, то первый прототип САУ должен быть изготовлен первого декабря 1940 года. Конечно, это лишь планы, реальность внесла свои коррективы – множество проблем и важных замечаний несколько отдалили срок.
Отчет ГАБТУ гласит, что в январе 1941 года агрегаты для «212» были созданы. Еще был разработан технический проект, а чертежи как раз передали на завод для создания корпуса. На тот момент было потрачено полтора миллиона рублей, но все же работы тормозила разработка Т-220 и Т-150, которые имели больший приоритет.
Корпус для самого первого прототипа САУ был прислан с завода только пятого марта 1941 года, но сборка задерживалась из-за недостачи мелких деталей. Здесь стоит заметить, что начала складываться ситуация, когда работы над «212» постепенно отходили на второй план потому, что заводу поручили создание нового танка. Новый проект, получивший временный индекс «223» создавался на основе Т-220, имел большую толщину брони, новую башню и 107мм орудие. Масса нового танка 68 тонн. Создание этой машины началось тогда, когда советское командование узнало, что у немцев появился полноценный тяжелый танк. В итоге загруженность сделала свое недоброе дело – с конца марта 1941 года все работы по 212 были приостановлены.
В отчетах же красовалась надпись: «без изменений»…
О том, что было дальше вы сможете прочитать в следующей части нашей статьи об этой амбициозной САУ.