Последний "Сталин"…
ИС-8 (объект 730) – последний советский тяжелый танк, венчающий собой серию танков ИС, бравшую свое славное начало еще в далеком переломном 1944-м. Причиной создания танка являлось то, что его прямой предшественник, ИС-7, был настолько тяжел, что попросту не годился для ведения потенциальных боевых действий в окружающих условиях. ИС-7 был создан, скорее, для устрашения.
ИС-8, основными требованиями к которому были снижение веса при той же броневой защите, а также усиление огневой мощи, вышел намного практичнее и эффективнее, пусть и не так устрашающе. Танк производился в период с 1954 по 1966 годы. Общее количество экземпляров, выпущенных в этот период, по разным данным составляет до 8 000 штук. На вооружении состоял вплоть до 1993-го года.
Отличительными его особенностями, как для тяжелого танка, на то время была достаточно высокая скорость и маневренность, хорошая броневая защита, достигнутая использованием новых сплавов броневой стали, а также инновационными решениями в форме бронелистов лобовой части корпуса («щучий нос») и крупнокалиберное орудие с высоким пробитием и неплохой точностью и достаточной скорострельностью. Внешне танк имел низкий силуэт, что способствовало использованию даже небольших складок местности и насыпей для укрытия, затрудняло сделать точный выстрел по нему, а также обеспечивало низкую заметность.
Уязвимыми местами танка традиционно стали борта и корма. Обтекаемая башня с достаточной толщиной брони была практически неуязвима, НЛД танка имел достаточный угол наклона и толщину, чтоб выдержать попадание среднестатистических орудий того времени.
"Щучье" оружие Сталина…
Что же ожидает любителей советской техники в игре? Ощущения складываются весьма неоднознгачные по нескольким причинам: изначально временными рамками игры принимался период с начала 30-х до начала 50-х годов. То есть так, чтоб охватить приблизительно одну эпоху, не затронув достижения военной промышленности нового поколения.
Однако, ИС-8 является ярким представителем именно последнего. И, чтобы не нарушать концепций игры, разработчиками было принято решение адаптировать танк. Известно, что игра не учитывает качество бронестали, а так как у ИС-8 её толщина всего 120 мм (лоб корпуса), то даже существующие углы наклона порой не помогают. Таким образом, один из лучших тяжелых танков всех времен и народов был превращен в баночку из под пива. Реакция игроков была вполне аргументирована и объяснима, ведь многим игра пришлась по душе своей тематикой, такой близкой для нас. Но, концепция аркады предусматривает совершенно другие понятия о правильности того или иного решения.
Тем не менее, ИС-8 сохранил множество других своих преимуществ: танк, пожалуй, единственный из ТТ, имеет скорость и маневренность, сопоставимые с СТ (а в некоторых сравнениях и лучшие) и прекрасное орудие, позволяющее не придавать такого значения уязвимым местам врага, как раньше.
Исходя из набора преимуществ и недостатков, мы можем судить и о тактике применения танка, с которой он сможет максимально себя реализовать в бою. Основываясь на принципах игры, сразу стоит сказать, что ИС-8 скорее СТ, чем ТТ. К этому располагает количество ХП танка, меньшее чем у одноклассников, его ходовые качества и толщина брони. Однако, на фоне СТ9 (особенно после введения СТ 10), танк все же имеет небольшое преимущество в ХП, аналогичную маневренность и полное преимущество в орудии (пробиваемость, урон). Таким образом, ИС-8 вполне может составить компанию СТ и возглавить их групповой прорыв, создав количественный и качественный перевес в пользу своей команды (или наоборот, уровнять силы, если союзных СТ оказалось меньше, чем вражеских).
Однако, такое решение лишает команду одного ТТ, пусть даже ИС-8 можно им считать отчасти. Соответственно, «тяжелой» части команды придется тяжелее, если изначально количество ТТ в командах было равное. И если игрок на ИС-8 все-таки решается на прорыв с СТ, то этот прорыв должен нести молниеносный и решительный характер. Ведь ТТ, оставшиеся в меньшинстве, скорее всего не смогут обеспечить очень много времени союзным СТ на прорыв.
В случае, если ИС-8 принимает решение идти в группе с ТТ, то необходимо помнить несколько само собой разумеющихся правил выживания в бою с ТТ:
- помните о толщине своей брони и по возможности укрывайтесь за спинами более бронированных союзников, выжидая, когда враг выстрелит, чтоб, воспользовавшись его перезарядкой, сделать выстрел безнаказанно.
- помните о своей маневренности: возомните себя французом – подождите, пока завяжется основной бой между ТТ и жальте врагов в борт, в корму, вовремя уходя от возмездия, пользуйтесь тем, что они отвлечены на союзных Вам ТТ. Таким образом, враг будет разрываться между вами двоими и не сможет вовремя повернуть пушку в нужном направлении. Не обращать внимания на Вас враги не смогут ввиду Вашего прекрасного пробития и ощутимого урона.
Дополнительное оборудование.
Среди дополнительного оборудования и исходя из основной тактики танка, в первую очередь стоит обратить особое внимание на просветленную оптику и досылатель, так как на своем уровне ИС-8 имеет сравнительно низкий обзор, а преимущество в скорострельности – это всегда огромный плюс. Третьим модулем будет полезно поставить стабилизатор наводки, так как танк не настолько тяжел, чтоб более-менее точно стрелять на ходу или сразу же после остановки. А этим Вы будете заниматься подавляющее количество времени, к примеру, в городе, как было описано выше.
Неплохая точность орудия, более-менее быстрое сведение и скорострельность располагают и к другому виду тактики ведения боя. Танк способен «снайперить». Тогда Вам, скорее, вместо стабилизатора наводки будет более полезен вентилятор. И вот почему:
- Вы будете производить выстрел из стоячего состояния в полном сведении.
- Вентилятор позволит поднять абсолютно все умения экипажа. Это будет еще и дополнительная прибавка к влиянию досылателя и оптики. Стереотрубу ставить не советую, так как Вы все же танк, а не ПТ.
Умения..."Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно"
Что касается умений экипажа, то их стоит выбирать исходя из понравившейся Вам тактики. Однако, обязательно стоит обратить первоочередное внимание на ремонт, пожаротушение и боевое братство. Так как часто при сбитой гусенице все решают секунды, также танк довольно красиво горит. Остальные умения для ТТ стандартны:
- Командир: орлиный глаз (небольшая прибавка к обзору), мастер на все руки (экономит на аптечке, заменяя выведенного из строя члена экипажа)
- Наводчик: снайпер (увеличивает вероятность нанесения критических повреждений), плавный поворот башни изучать не обязательно, если есть стабилизатор вертикальной наводки. Злопамятный ввиду ближнего боя бесполезен. Ввиду дальнего – весьма нужно.
- МехВод: плавный ход (увеличивает точность стрельбы на ходу), чистота и порядок (уменьшает вероятность возгорания). Все умения мехвода, касающиеся маневренности и проходимости, на ИС-8 лучше изучить последними, так как танк достаточно маневренный.
- Заряжающий: бесконтактная боеукладка (уменьшает вероятность её повреждения и взрыва) – полезно ввиду картонности ИС-8. Такие умения заряжающего, как интуиция и отчаянный не будут полезны, так как при бронепробиваемости пушки ИС-8 фугасные снаряды не понадобятся; а если Вам оставят менее 10% хп (менее 180 хп), то сильно Вы уже не погеройствуете. Да и пушка вполне скорострельная.
Зоны пробития..."Для тех, кто в танке".
Зоны пробития ИС-8 подробно разбирать не приходится, так как танк пробивается достаточно легко орудиями пробитием около 200 мм, кроме некоторых случаев.
К примеру, Вы можете не пробить ИС-8, если он «станцует» лбом корпуса во время выстрела. Есть вероятность рикошета, если ИС-8 просто расположится к вам под прямым углом – тогда его ВЛД будет пробить сложновато: будут браться лишь края. НЛД танка выцелить довольно легко и оно хорошо пробивается. Борта танка так же рикошетны и часто любят поедать урон.
На первом рисунке показаны 5 основных точек пробития ИС-8 - это НЛД (1), крайние части ВЛД ( 2 и 3), наблюдательное отверстие в башне (5) и башенка командира (4). ВЛД легко пробьется лишь в том случае, когда один из листов расположен к Вам под более-менее прямым углом. Практически то же самое нужно сказать и о НЛД, однако, если НЛД будет к вам повернуто под углом, то, соответственно, к Вам будет повернут прямо лист ВЛД. Башня командира пробивается танками ниже уровнем. Наблюдательное отверстие выцелить трудно издали, но очень легко в клинче.
На втором рисунке показаны наиболее благоприятные зоны пробития, располагающиеся по борту танка. Попадание в зону 1 предполагает шанс возгорания танка, в зону 2 - вывод из строя членов экипажа (мехвод, заряжающий). Зона 1, не смотря на крепкую башню ИС-8, пробивается за счет меньшей обтекаемости и может сулить отпуком по состоянию здоровья для командира танка.
Вывод..."От советского Информбюро"!
ИС-8, пожалуй, самый неординарный танк советской ветки. Однако, подобно Тигру в немецкой ветки, он способен учить и прямить руки. Ис-8 имеет яркий контраст преимуществ и недостатков, которые обуславливают весьма неоднозначное отношение к танку в рядах игроков, некоторые из которых его настолько любят, равно как другие ненавидят.
т 10 эт просто название танка изменили с ис 8 после смерти сталина.
Это фото из Киева да?
Кстати да, спасибо за дополнение. Получается в игре башни носят названия модификаций танка на которые ставились?
Наверное, мне следовало написать, что ИС-8 в последствие был переименован в Т-10, причиной чему во многом являлись процессы десталинизации в Советском Союзе. Как видите, причина социально-политическая и никак не техническая.
Т-10 - это модель стоковой башни, которую можно проапгрейдить до следующей - Т-10М.
Если ты о том, что мы перепутали и написали тяжелый танк 10-го уровня, то к твоему седению тяж десятого обозначается, как ТТ10 или ТТ-10, но не Т-10.
А на табличке написаноТ-10