История зарождения советского танкостроения. Завершение.



Советский танк Т-28

Мы медленно, но уверено приближаемся к концу нашего цикла об истории советского танкопрома. В предыдущей статье мы с вами узнали, как именно в СССР получили основу для танкостроения и теперь знаем, о такой серии как БТ и Т.  Теперь же настало время поговорить о том, что было дальше.

 

Итак, приступим!

Кроме уже упоминаемого шеститонного танка, фирма Vickers заинтересовала советских делегатов еще одной машиной. Танк А6Е1, имеющий три башни и проходящий в то время полевые испытания. Конечно, делегаты сразу загорелись желанием приобрести машину, однако англичане отказали, сославшись на то, что этот танк требуется для их армии. Но все же Гинзбургу кое-как удалось вытянуть из конструкторов некоторые сведения о компоновке танка и даже сделать некоторые наброски машины. Через определенное время СССР снова обратился к Туманному Альбиону и вновь изъявил желание приобрести танк. И на этот раз англичане согласились, однако их условия были не слишком комфортные – цена кусалась, а кроме этого, фирма обязала СССР покупать не только желаемый танк, но и другую технику. В итоге сделка не произошла и конструкторам СССР было поручено на основе набросков создать свой собственный танк с тремя башнями. И именно он получил название Т-28.  

Главная цель Т-28 – поддержка стрелковых и танковых войск в штурме, то бишь прорыв вражеских позиций.

Главная башня оборудовалась 76мм орудием, а также двумя пулеметами. В двух оставшихся башнях находились те же пулеметы. Главную орудийную башню модно было вращать и вручную, и с помощью электрического привода, а для того, чтобы сделать работу экипажа более комфортной, было решено сделать подвесной пол. Конструкторы потрудились и над ходовой составляющей танка – машина двигалась плавно и могла преодолевать довольно серьезные преграды на своем пути. Корпус танка создавался с помощью катаных листов брони.

Впервые Т-28 поучаствовал в сражении в войне с Финляндией, которая проходила с  1939 по 1940 год. Танк показал себя достойно, боевые качества заслуживали уважения, однако из-за слабой защищенности, машину часто пробивали даже самые, казалось бы, безобидные снаряды. Эту проблему нужно было решать и вот Т-28 уже оборудован экранами, которые, к слову, снизили ходовые характеристики. Кроме этого, танк принимал участие в Великой Отечественной Войне, но к ее началу машина уже была устаревшей и танки, находящиеся в подразделениях были сильно изношены. Но несмотря на это, железный монстр все же воевал до 1944 года.

Кроме Т-28 был еще один трехбашенный танк, Т-35, о постройке которого сообщили агенты в Англии.

С первого взгляда машина напоминала уже известный нам А1Е4, однако если приглядеться внимательно, то станет ясно, что это уже совершенно другой танк. Советский вариант  мог похвастаться улучшенной компоновкой и другой схемой брони. В различных модификациях Т-35 имел вес от 50 и до 55 тонн, был оборудован пятью башнями, вооружался 76мм орудием и 45мм пулеметами. Да, танк выглядел по-настоящему внушительно и грозно, однако на этом его преимущества заканчивались. Громоздкий, тяжелый, со слабой защитой танк попросту не имел шансов. Кроме этого, в реальных условиях боя, командир попросту не успевал эффективно раздавать приказы экипажам, так как координировать работу пяти башен было очень и очень сложно.

Всего было создано 60 машин этой модели и их основное применение ограничилось лишь тем, что этих железных монстров показывали на парадах, как бы демонстрируя военную мощь страны. Да, танк участвовал в боях, но все экземпляры были потеряны и основная часть из них – только по технических причинам.

И в качестве завершения этой статьи, мне хочется рассказать вам о двух других проектах, которые были очень интересными, однако все же не дошли до стадии серийного производства.

Сначала стоит упомянуть железного монстра, которого создал Эдвард Гротте. Прототип создавался в 1931 году и планировалось, что он станет перспективным средним танком. Конструкция машины была интересной – кроме рациональных углов брони, башня и корпус были полностью сварные, а конструкция трансмиссии получилась очень удачной. Работу механика-водителя облегчало пневматическое усиление. Танк получился отличным, однако его запуск в массовое производство не состоялся потому, что стоимость создания машины была очень высокой, да и качество некоторых узлов, создаваемых на советской базе, было далеко от идеала.

Но идеи не были забыты и группа конструкторов под командованием Асанова совершила попытку создания серии ТА, танки которой должны были получиться более дешевыми и простыми в создании.

Первый образец, получивший название ТА-1, слегка напоминал оригинальный танк формой своего корпуса, вооружением и компоновкой, но отличие крылось в другом – теперь подвеска была от танка Кристи. Две башни танка имели вид полусферы и оснащались 76 и 37мм орудиями.

Следующий опытный экземпляр ТА-2 являлся переработкой предыдущей модели. Теперь подвижность машины была на достаточно хорошем уровне, однако танк имел низкий запас хода и поэтому дальнейшую разработку прекратили.

И последний экземпляр, ТА-3, должен был стать тяжелым танком, обладающим массой больше 32 тонн. Машина могла двигаться как на гусеницах, так и на колесах. Башня была одна, но в нее помещались две пушки, одна 37мм, другая 76мм. Прототип показал хорошие результаты на испытаниях, но все же военные одобрили уже известный нам танк Т-35.

На этом мы заканчиваем рассказ о зарождении советского танкостроения, надеемся, что вам было интересно узнать об истоках. 

В следующий раз мы поговорим о еще одной стране, танки которой стали прообразом всех последующих машин. О какой именн стране пойдет речь - пока что сюрприз, который будет раскрыт буквально на днях. 

 

 
 
 
Комментарии и отзывы
 
OmarSK
20-02-2014 в 9:40

Конечно отказались от танка Гротте, если его стоимость была около миллиона тогдашних советских рублей))) Танк оставили для отработки на нем перспективных систем и оборудования. Насколько мне не изменяет память, Гротте пытался создать тяжелый танк, а не средний. По крайней мере, у всех историков БТТ указывается на тяжелый танк Гротте.

Аватар пользователя likvidator090
likvidator090
23-12-2013 в 16:49

позновательно

Ruslane
23-12-2013 в 14:47

кактался на этом танке так и нераспробовал его незнаю))