Итак, приступим!
Кроме уже упоминаемого шеститонного танка, фирма Vickers заинтересовала советских делегатов еще одной машиной. Танк А6Е1, имеющий три башни и проходящий в то время полевые испытания. Конечно, делегаты сразу загорелись желанием приобрести машину, однако англичане отказали, сославшись на то, что этот танк требуется для их армии. Но все же Гинзбургу кое-как удалось вытянуть из конструкторов некоторые сведения о компоновке танка и даже сделать некоторые наброски машины. Через определенное время СССР снова обратился к Туманному Альбиону и вновь изъявил желание приобрести танк. И на этот раз англичане согласились, однако их условия были не слишком комфортные – цена кусалась, а кроме этого, фирма обязала СССР покупать не только желаемый танк, но и другую технику. В итоге сделка не произошла и конструкторам СССР было поручено на основе набросков создать свой собственный танк с тремя башнями. И именно он получил название Т-28.
Главная цель Т-28 – поддержка стрелковых и танковых войск в штурме, то бишь прорыв вражеских позиций.
Главная башня оборудовалась 76мм орудием, а также двумя пулеметами. В двух оставшихся башнях находились те же пулеметы. Главную орудийную башню модно было вращать и вручную, и с помощью электрического привода, а для того, чтобы сделать работу экипажа более комфортной, было решено сделать подвесной пол. Конструкторы потрудились и над ходовой составляющей танка – машина двигалась плавно и могла преодолевать довольно серьезные преграды на своем пути. Корпус танка создавался с помощью катаных листов брони.
Впервые Т-28 поучаствовал в сражении в войне с Финляндией, которая проходила с 1939 по 1940 год. Танк показал себя достойно, боевые качества заслуживали уважения, однако из-за слабой защищенности, машину часто пробивали даже самые, казалось бы, безобидные снаряды. Эту проблему нужно было решать и вот Т-28 уже оборудован экранами, которые, к слову, снизили ходовые характеристики. Кроме этого, танк принимал участие в Великой Отечественной Войне, но к ее началу машина уже была устаревшей и танки, находящиеся в подразделениях были сильно изношены. Но несмотря на это, железный монстр все же воевал до 1944 года.
Кроме Т-28 был еще один трехбашенный танк, Т-35, о постройке которого сообщили агенты в Англии.
С первого взгляда машина напоминала уже известный нам А1Е4, однако если приглядеться внимательно, то станет ясно, что это уже совершенно другой танк. Советский вариант мог похвастаться улучшенной компоновкой и другой схемой брони. В различных модификациях Т-35 имел вес от 50 и до 55 тонн, был оборудован пятью башнями, вооружался 76мм орудием и 45мм пулеметами. Да, танк выглядел по-настоящему внушительно и грозно, однако на этом его преимущества заканчивались. Громоздкий, тяжелый, со слабой защитой танк попросту не имел шансов. Кроме этого, в реальных условиях боя, командир попросту не успевал эффективно раздавать приказы экипажам, так как координировать работу пяти башен было очень и очень сложно.
Всего было создано 60 машин этой модели и их основное применение ограничилось лишь тем, что этих железных монстров показывали на парадах, как бы демонстрируя военную мощь страны. Да, танк участвовал в боях, но все экземпляры были потеряны и основная часть из них – только по технических причинам.
И в качестве завершения этой статьи, мне хочется рассказать вам о двух других проектах, которые были очень интересными, однако все же не дошли до стадии серийного производства.
Сначала стоит упомянуть железного монстра, которого создал Эдвард Гротте. Прототип создавался в 1931 году и планировалось, что он станет перспективным средним танком. Конструкция машины была интересной – кроме рациональных углов брони, башня и корпус были полностью сварные, а конструкция трансмиссии получилась очень удачной. Работу механика-водителя облегчало пневматическое усиление. Танк получился отличным, однако его запуск в массовое производство не состоялся потому, что стоимость создания машины была очень высокой, да и качество некоторых узлов, создаваемых на советской базе, было далеко от идеала.
Но идеи не были забыты и группа конструкторов под командованием Асанова совершила попытку создания серии ТА, танки которой должны были получиться более дешевыми и простыми в создании.
Первый образец, получивший название ТА-1, слегка напоминал оригинальный танк формой своего корпуса, вооружением и компоновкой, но отличие крылось в другом – теперь подвеска была от танка Кристи. Две башни танка имели вид полусферы и оснащались 76 и 37мм орудиями.
Следующий опытный экземпляр ТА-2 являлся переработкой предыдущей модели. Теперь подвижность машины была на достаточно хорошем уровне, однако танк имел низкий запас хода и поэтому дальнейшую разработку прекратили.
И последний экземпляр, ТА-3, должен был стать тяжелым танком, обладающим массой больше 32 тонн. Машина могла двигаться как на гусеницах, так и на колесах. Башня была одна, но в нее помещались две пушки, одна 37мм, другая 76мм. Прототип показал хорошие результаты на испытаниях, но все же военные одобрили уже известный нам танк Т-35.
На этом мы заканчиваем рассказ о зарождении советского танкостроения, надеемся, что вам было интересно узнать об истоках.
В следующий раз мы поговорим о еще одной стране, танки которой стали прообразом всех последующих машин. О какой именн стране пойдет речь - пока что сюрприз, который будет раскрыт буквально на днях.
Конечно отказались от танка Гротте, если его стоимость была около миллиона тогдашних советских рублей))) Танк оставили для отработки на нем перспективных систем и оборудования. Насколько мне не изменяет память, Гротте пытался создать тяжелый танк, а не средний. По крайней мере, у всех историков БТТ указывается на тяжелый танк Гротте.
позновательно
кактался на этом танке так и нераспробовал его незнаю))