Ведущие: Smolenskaya (SM), Tlaen (TL)
Гость: Кирилл Маль аka StoneWall (КМ)
TL: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! На студийных часах у нас уже 19 часов по Московскому времени, а это значит, что сейчас самое время для долгожданного интервью с долгожданным представителем компании Wargaming. Меня зовут RJ Tlaen. Рядом со мной сидит Смоленская. Одна штука.
KM: Так точно! Полностью. Полностью подтверждаю.
TL: Ты одна, да? Это очень хорошо. Это просто замечательно. Выводит всё это в эфир BadBishop, он наш звукооператор. Ну и собственно наш гость. Сегодня это гейм-дизайнер, ответственный за Глобальную карту Кирилл Маль aka Stonewall. Здравствуйте, Кирилл!
KM: Здравствуйте! Только хочу вас поправить. Я получил повышение, теперь я не гейм-дизайнер, а аж целый продюсер.
SM: О как оно!
TL: Простите, ну мы прям рады. Поздравляем!
SM: Не можем не поздравить.
KM: Правда для меня ровным счетом ничего не изменилось, т.е. та работа, которая я делал, я делать и продолжаю. Но называется теперь немножко по-другому.
TL: Это же замечательно. Ну, собственно, хотелось бы сразу определить некоторые границы вашей работы, т.е. на вопросы по балансировщику, «когда патчей» и «почему КВ-5 не нагибает» вы ответить не сможете.
SW: Ну, наверное, смог бы, но едва ли мои ответы удовлетворили бы пользователей.
TL: Вот, поэтому не будем. У нас Глобальная карта. Это самое главное на сегодня. Сразу определяем места, куда нам стоит писать: можно, нужно и даже обязательно. У нас для этого есть целых два места. Первое находится в клиенте игры World of Tanks. И вот на всякий случай дам максимально подробную инструкцию как туда нам написать, потому что вопросов очень часто возникает очень много. Итак, зайдя в игру, попав в красивый ангар, смотрите в левый нижний угол, там есть кнопочка каналы. Жмёте туда и пишите слово «Радио» русскими буквами. Большими, маленькими не важно, главное чтобы русскими и жмёте «Поиск» и далее видите его результаты. Вам нужно зайти в «Радио «Прямой наводкой» (DirectFire_ru). Вот только туда и прям туда, и именно туда. В музканал заходить не надо, по крайней мере на данный момент, там нас нету, там ваши вопросы не заметят и собственно их не озвучат поэтому. Потому, что их не увидят просто. Также у нас есть сайтик в интернете Directfire.ru. Кнопочка чата находится прямо слева, ну просто левее быть не может. Самый левый край экрана. Вот.
SM: Так и написано: Ч-А-Т.
TL: Да, так написано «чат». Три буквы. Честное слово, больше там ничего не написано. Собственно начать вот интервью хотелось с приятностей, очень приятных вещей, ведь компании Wargaming 15 лет.
SM: Угу, именно. Я думаю, что мы не будем очень долго тут растекаться мыслей по древу всё-таки, потому что можно много чего сказать то. Вот, мы всё-таки решили сказать просто большое, большое очень, человеческое спасибо за то, что вы делаете в данный момент, за то, что сделали, и за всё уже заранее, что вы будете делать. Ну, а мы, я надеюсь, в этом поможем, всё-таки. Всеми силами своими радийными.
KM: Ну, мы очень постараемся оправдать ваши ожидания. Мне эти поздравления тем более приятны, что из этих 15 лет лично я в компании работаю, чтобы вам не соврать, ну практически уже 12.
КМ: 12 лет?
SW: Да, прям столько не живут наверное, сколько я работаю в компании Wargaming.net
TL: Прям уже стало совсем частью вашей жизни.
КМ: Ну то ли я стал частью жизни Wargaming, то ли Wargaming стал. Наверное, и то, и другое. Так что Wargaming – это уже да, наверное, вы правы, это стиль жизни своего рода. Не просто работа, а стиль жизни.
TL: Замечательно. И начнём интервью, пожалуй, с такого популярного вопроса в последнее время. Участились случаи заморозки-разморозки Глобальной карты, особенно в последний месяц, последние 2 месяца. С чем это связано и какие же всё-таки технические работы проводятся в это время? Ну, понятно, что на улучшение, во благо. Всё-таки хотелось что-нибудь конкретное услышать.
КМ: Ну, вообще заморозки Глобальной карты вызывались разными причинами. Если бы сейчас начал вникать в какие-то технические подробности, которых я кстати сам не понимаю, то наверное у вас возникло бы ощущение, что я брежу. Т.е. если бы я начал рассказывать, что там какого-то ребета не хватило, каких-то там хендеров. Вот я помню читал техническую переписку и чувствовал себя полным идиотом. Но насколько я понимаю, насколько хватает моей технической подготовки, проблема Глобальной карты в связи с её заморозкой, она вызывалась разными причинами. Но если так смотреть в общем, как бы оценивая глобально, вызывается это тем, что вообще во всей этой системе, собственно Глобальной карта, это как бы один компонент, боевой сервер это другой компонент, клиент это третий компонент, портал, к которому пристёгнут Глобальная карта четвёртый компонент. Вот между ними есть связи и вот эти связи, в них иногда (или неиногда) что-либо нарушается по тем или иным причинам. Это приводит к проблемам, в том числе и на Глобальной карте. И нам приходится её замораживать, чтобы нам эти причины починить. Вот и всё. Бывали конечно ситуации, когда на самой Глобальной карте были баги и для того, чтобы просто их пофиксить, нам тоже её пришлось замораживать. Но, если так, в общем и целом, отвечать, то ситуация такова.
SM: Да, сложно всё это.
TL: Я так понимаю, эти ситуации взаимосвязаны получаются, потому что вот почитали форумы, очень внимательно, и обратили внимание, что в последние 3-5 дней идут какие-то страшные, жуткие баги. Например, команда не может выйти дальше полуфинала. Или проблема с фишками, фишки замораживаются, не двигаются, не возвращаются, т.е. клан не может просто принять участие в войне, не может никак сыграть.
SM: Ну вот конкретно, если на Глобальную карту невозможно поставить фишки на отдельные провинции, боёв некоторых нету и это уже несколько дней длится. Ответов саппорт не даёт никаких.
КМ: Ну, дело в том, что саппорт не может вам пока дать никаких ответов, потому что сильная команда в данный момент сидит и с редким упорством, пытаются эту проблему решить. У нас есть как бы предположение из-за чего это возникла ситуация, полной уверенности, что мы правы нет, и, в общем, нам нужно разбираться дальше. Всё что я могу сейчас сказать, что лучшие люди вообще разбивают лбы в кровь, чтобы вообще разобраться с этой ситуацией.
TL: На форуме, даже пишут, есть специальная тема «Мировая война», что работает не так. Люди прям очень, очень возмущаются, что же случилось и почему же им никто не отвечает всё-таки. Даже предрекают новую заморозку. Так ли это?
КМ: Ну, сегодня, по крайней мере, сегодня, точно заморозки не будет. Нам в любом случае нам надо ещё оценить ситуацию и посмотреть, т.е. мы в данный момент будем накатывать фиксы. Нам нужно просто оценить, помогут эти фиксы или нет. Вот. Т.е. если заморозим, то мы просто это оценить уже никак не сможем. Тут я уже вынужден просить прощения у пользователей. Тем не менее, морозить мы сейчас её не можем и мы должны просто проследить, следить ситуацию по сути дела в экспериментальном порядке, не взирая ни на то, что им это, - возможно, даже скорей всего, - доставит определённые рода неудобства.
TL: Т.е. всё решается в режиме реального времени, работы ведутся и людям беспокоится в общем-то нет причины?
КМ: Им есть о чём беспокоиться, безусловно, есть о чём беспокоиться. Им нужно беспокоиться о том, поправим мы баги или нет, да?
TL: Это да.
КМ: Мы со своей стороны, мы же не специально это делаем, правильно? Мы действительно стараемся эту ситуацию решить. Мы достаточно компетентны, просто вот так вот вырубить её и, скажем так, решить не получится, нам нужно посмотреть.
TL: А как это повлияет вообще вот, допустим те же самые фишки не ставятся, как-то время или провинции, которые сейчас не зачисляются в клан победивший, они как-то будут потом возвращены?
SM: Возмещаться?..
TL: Да, какова их судьба?
КМ: Ну, вообще, на самом деле, именно компенсаций каких-то и возмещений мы на Глобальной карте не практикуем с давних времён. Это в общем наша, на текущий момент, достаточно твёрдая позиция. Т.е. мы может быть, тут возможно рассматривать вариант, когда скажем фишки, оказавшиеся в резерве с временным штрафом, мы сможем сделать зелёными. На это мы, наверное, сможем пойти. Главным образом ситуация текущая затрагивает в первую очередь стартовые турниры. Проблема связана именно с ними, они как бы идут-идут-идут, потом зависают где-то на середине, кланы, которые вроде как бы и сыграли бои, не могут продвинуться дальше по турнирной сетке. А потом на следующий день этот турнир стартовый рестартует ровно с теми же самыми участниками. Это конечно не удобно и вызывает у людей совершенно оправданное неудовольствие, здесь я совершенно могу согласиться. Мы работаем над решением проблемы.
SM: Тут вопросик поступил из чата, уже более-менее конкретный: когда в США будут высадки открыты?
КМ: А в США они разве сейчас закрыты?
TL: Ну спрашивают люди.
SM: Если спрашивают, значит получается закрыты или идёт там что-то не нашли, не увидели.
КМ: Если речь идёт о том, что они из-за багов как-то вот провалились, то это один вопрос. Это, в общем, тот же вопрос о теперешней ситуации, вызванной, в общем-то, какими-то непонятными глюками, с которыми мы разбираемся, и глюками не обязательно именно на Глобальной карте самой. Подчёркиваю, там очень много компонентов, которые, в общем, могли на эту ситуацию повлиять. Специально высадки на Соединённые Штаты вот именно закрывать, никто не закрывал на самом деле, т.е. сейчас они должны работать. Если речь идёт об этом.
TL: Вот у вас 1 марта вместе с разморозкой ситуации после выхода обновления 8.4 были отключены мятежи и грабежи. Вот, собственно, что после их введения этих грабежей и мятежей пошло всё-таки не так? Почему отключили?
КМ: Ну, здесь как раз вопрос очень простой. И мятежи, и грабежи это были две принципиально новых фичи Глобальной карты, которые мы включали в тестовом режиме. Мы об этом сразу сказали. Нам необходимо было собрать статистику, посмотреть как они работают, скорректировать собственно механику их работы. После этого мы их выключили, чтобы привести их в надлежащий вид и мы их снова включим в начале апреля. С нашей точки зрения, мятежей было слишком много, ну то есть вообще, по моим примерным прикидкам, их должно было быть раза в 3-4 меньше, чем их происходило. Что в общем-то вызывало, ну скажем так, хаотическое состояние Глобальной карты. Что касается грабежей, то их продолжительность с нашей точки, продолжительность вернее пребывания провинции в разорённом состоянии она тоже была избыточной. Вот вместе с включением грабежей, мы сократим время, на протяжении которого провинция разграбленной остаётся разорённой, т.е. не приносящей доход. Мы сократим это состояния с 7 до 5 дней. Ну в самой механике мятежей тоже будет некоторые изменения. Скажем, раньше владелец клана, у которого провинция потенциально могла стать мятежной, не мог сбить вероятность мятежа на этой провинции ниже 10%. Сейчас у него эта возможность появится, он сможет понизить вероятность до 0. Как бы вот так, т.е. он может, в принципе приложив определённого рода усилия, гарантировано обезопасить себя (ту или иную провинцию) от возникновения на ней мятежа. Если конечно у него эти ресурсы, способы воздействия есть.
SM: Кстати, уточнение, что открыты зона высадки на Западную сторону США.
КМ: Понятно, т.е. речь идёт о том, откроем ли мы Западную сторону США для русского кластера. Так? Значит я могу сказать, что нет, у нас пока этого в планах нету. Мы не собираемся открывать им Западную половину. Западная половина сейчас работает только на одном сервере, это Североамериканский сервер. Проблема в том, что прайм-таймы которые, вот если вы посмотрите на Западноамериканских провинции, для которых они сейчас прописаны, они в общем для абсолютного большинства русских пользователей совершенно неудобны. Вот если мы просто откроем Западную часть Америки для русского кластера, то там просто образуется одна большая фармзона. Там будет несколько кланов, которые совершенно спокойно и беспрепятственно добывать себе там золото. Почему там именно такие прайм-таймы сейчас там выставлены, потому что у нас единая база данных и для американского сервера, и для русского. И если мы, например, можем менять, двигать прайм-таймы провинции, мы не можем менять разницу между ними. Это такая техническая архитектурная особенность Глобальной карты. Вот собственно поэтому именно Западные области Соединенных Штатов для русского кластера, пока по крайней мере в обозреваемом будущем открыты не будут точно.
TL: Наше интервью продолжается. За музыкальную паузу никто от нас никуда не делся. Нас по прежнему в студии целых четверо и наш гость по прежнему с нами. И мы задаём следующий вопрос, по аналогии с предыдущим вопросом про открытие провинций. Очень сильно интересует людей, когда же будет открыты южная часть Африки.
КМ: Ну с очень большой долей вероятности, мы её… Понимаете, вообще вопрос как бы и простой, и сложный. Мы откроем её по всей вероятности в мае месяце. Когда мы начнём первый сезон на Глобальной карте (это возможно будет не сезон, а некое подобие его, посмотрим как это дело называть: сезон или не сезон) для того, чтобы дать игрокам больше пространства для игры. Но потом, спустя некоторое время, я здесь не могу точно называть сроки, но это будет несколько месяцев. Вообще всю Глобальную карту ждёт очень серьёзное переделка, капитальная. И там уже будет большой вопрос войдёт ли туда Южная часть Африки или нет, потому что вообще Глобальная карта в принципе будет выглядит по другому. У неё будет совершенно другое территориальное деление, другой интерфейс, и так далее, и тому подобное.
SM: Спасибо. Вот тут из клиента игры от слушателя с замечательным ником Alibabusik интересуется: во-первых будет ли в этом году введены так называемые обещанные сезоны. Можете даже пояснить что это такое для тех, кто не в курсе на ГК.
КМ: Ну специально для Alibabusik’а, не могу соврать: да, сезоны на ГК в этом году введены будут! Ориентировочно время их ввода, их начала это май месяц текущего года. Точнее даты пока не назову потому, что она пока ещё у нас плавающая. Что такое сезоны? Сезоны – это один большой ивент охватывающий всю Глобальную карту. Вроде тех ивентов, которые мы проводили ранее. Ветераны ГК наверное помнят «Атлантиду» и помнят «В степях Монголии», вот теперь площадка для такого рода ивента станет вообще вся Глобальная карта. Что это значит? Это значит, что во-первых Глобальную карту ждёт полный вайп, т.е. мы обнулим вообще её целиком, она станет Девственной чистой. Провинции будут принадлежат только одному клану «Мирные жители». Потом после этого, мы снова через такую специальную процедуру, она называется «Передел мира», опять таки о ней наверное помнят ветераны ГК, те кто когда-то начинал на ней играть. Мы снова пустим туда кланы, но на этот раз во-первых перед кланами будет ставится свои определённые условия, при чём вот этот сезон, некий промежуток времени, когда у нас будет проходит вот этот глобальный ивент, он будет поделён на этапы. В каждом этапе перед каждым кланом будет ставится (т.е. не перед каждым кланом, а перед всеми кланами) определённые задачи. Таких этапов будет несколько, допустим 4. В каждом этапе за выполнение этих задач, в зависимости от того насколько успешны они выполнены, кланы будут получать Очки Победы. По итогам этапов будет, как в велогонке, определятся победитель каждого этапа. Будут присваиваться медальки как победителям этапа, так и будут некоторые уникальные ачивки. А потом по сумме вот этих Очков Победы, которые будут завоёваны в разных этапах будет определятся победитель. По ходу сезона мы будем включать или выключать те или иные геймплейные фичи. И возможно менять что-то вообще в самой системе, в самой механике Глобальной карты. Т.е. там игроков будут ждать сюрпризы. Пока не буду раскрывать наших секретов, но да, всё это будет и будет достаточно в скором времени.
SM: Спасибо.
TL: А по поводу фич, о которых вы вот сейчас сказали, что-нибудь можете поподробнее?
КМ: Ну, в частности, например, те же мятежи, они будут действовать не на протяжении всего сезона, к примеру, а на протяжении там какого одного из периодов, и в соответствии, в общем-то, с этим условием и будет выставлено на этот этап, на этот период, когда будет действовать мятежи, будут выставлены условия. Они будут выставлены с таким расчётом, допустим, этап будет называться «Время революций» и смысл этого этапа как раз и будет заключатья как раз в том, чтобы бороться с мятежами. Ну, а мятежи, подчёркиваю, будет там работать не весь сезон, а только вот эти, допустим, 2-3 недели. Но это как один из примеров. У нас вообще-то весь сезон подобным образом расписан. Где-то что-то есть, где-то чего-то нету.
SM: Спасибо. Тут ещё один есть вопрос от Alibabusik'а, не успокаивается человек. Хочет задать вопрос интересный, взглянуть со стороны и изнутри тоже на работу на вашу. Сколько людей сейчас трудяться над ГК физически?
КМ: Ну что ж, вопрос оправданный. Потому, что у нас действительно очень мало, сейчас нас трудятся больше. Я не стану сейчас загибать пальцы и перечислять всех
SM: Ну, это десятки людей?
КМ: Нет, это ещё не десятки людей, но нас стало существенно больше. Проблема в том, что команда, по сути, это новые люди, которые над Глобальной картой ещё не работали, поэтому им нужно какое-то время, чтобы адаптироваться, чтобы вникнуть вообще в ситуацию и чтобы начать работать с большей эффективностью. Это конечно происходит уже, уже они в общем-то вникают, уже впрягаются в работу, но всё равно на это требуется какое-то время. Вот если, я понимаю как говорится озабоченность Alibabusik'а, я собственно говоря сам по этому поводу был очень сильно встревожен в своё время, но слава богу ситуация сейчас меняется к лучшему.
SM: А людей хватает или нет? Вы испытываете какие-либо трудности?
КМ: Людей пока ещё не хватает, т.е. мы не получили всего чего мы хотим. У нас с кадрами вообще есть некоторые проблемы, т.е. мы их ищем, но они просто не так просто ищутся. Просто с другой стороны нужны не «абы какие» кадры, нужны хорошие кадры, которые как считал Сталин решают всё. Вот по мере того как они ищутся, мы эту проблему как то решаем. Да, у нас есть ещё вакансии, и нам ещё нужны люди на Глобальную карту, но ситуация уже не так критична, как она была, скажем там полгода назад или год назад.
SM: Да, здесь вот предлагают взять Alibabusik'а (смеётся).
TL: Предлагают или спрашивают?
КМ: Ну, кстати, почему бы и нет? Собственно говоря, мы уже начали активно привлекать игроков к тестированию Глобальной карты, раньше этого не было. Для Глобальной карты создаётся - создан уже - свой супер-тест. Вот уже по-моему он прошёл свою первую итерацию, пока можно по-разному оценивать свою эффективность, но соответственно будем настраивать эффективность работы супер-теста Глобальной карты в том числе.
SM: Тут есть такой вопрос и одновременно предложение: можно ли сделать ограничение на высадку по уровням? Например, 8 левел максимум.
КМ: Есть мысли на эту тему. Т.е. технически это совершенно не проблема, вот никакая. Но тут нужно оценивать ситуацию геймплейную. Я не обещаю, что оно так будет, но мы все над этим думаем. Вообще то, что на Глобальной карте будут в скором времени играть разные уровни техники это я, в общем, могу обещать достаточно твёрдо.
TL: Вот ещё люди спрашивают: какие работы ведутся по развитию функционала альянсов?
КМ: Ну, для начала, мы сейчас ведём работы по развитию функционала кланов, потому что они у нас, в общем, не в самом лучшем состоянии. И в этом не в самом лучшем состоянии, должен честно признать это, находятся достаточно давно. Т.е. мы сначала закончим с клановым функционалом, потом перейдём к функционалу альянсов. В общем, опять же всё зависит от ресурсов. Конкретно, вообще альянсовый функционал он как бы запланирован у нас. Я при чём даже собирал, у игроков спрашивал, мы проводили опрос, что им надо для того, чтобы альянсы работали. Но это дело, там скажем, дня не завтрашнего и не послезавтрашнего.
SM: В частности, опять же Alibabusik'а не устраивает обычный клан-чат в клиенте и называет он форумной составляющей слишком бедной. Надо бы с этим что-то сделать.
КМ: Ну, у нас будет развиваться функционал. Я вот правда пока не берусь судить о том, что именно в клиенте будет делаться, но на вебе клановый функционал будет очень серьёзно развиваться. Очень серьёзно.
TL: А в какую сторону, что добавится, что изменится?
КМ: Там появится очень много инструментов, которые сделают управление кланом более удобным. Там появится, мы обязательно введём, клановую статистику. Там появится средство для общения, средство, чтобы оставлять сообщения. Будет запланирован клановый штаб, где можно будет планировать бои, составы для этих боев, специальные таблицы техники, которые имеются в наличии, ну короче очень-очень много всего. В общем, мы постараемся приложить максимум усилий, опять таки по клановому функционалу мы не просто в слепую действуем, мы здесь собирали «хотелки» от игроков. При чём не просто от игроков, а командиров кланов, командиров альянсов, в том смысле что им собственно говоря нужно. И, если не все, то абсолютное большинство этих «хотелок» мы в своих планах учли.
TL: Ещё интересует людей, ввели недавно изменение никнейма просто для пользователей, а название и тэги кланов когда можно будет менять?
SM: И возможно ли это будет вообще?
КМ: Ну, я честно вам скажу, честно говоря КТТС. Ничего не могу. Постараемся решить в ближайшее время, но вот точную дату не смогу назвать.
TL: Ну это будет также за голду, как и смена никнейма?
КМ: Вероятнее, всего да.
SM: Но это 100% будет в будущем?
КМ: Ну, конечно. Вообще имя клана, насколько мне известно, сейчас можно изменить через тех. поддержку, если я ничего не путаю. По крайней мере, техподдержка их бывает меняет.
SM: Ещё один вопросик, касающийся один из слухов (может быть слух, может быть нет). Тут поговаривают, что одиночек на ГК возможно пустят. Это планы? Или слухи?
КМ: У нас есть планы по развитию функционала наёмников, но поскольку задач очень-очень много. Ну, наёмники это и есть одиночки, но поскольку разного рода очень, очень и очень много и они более приоритетны, значительно более приоритетны чем наёмники. Вот, например, подготовкой сезона сейчас занимается вся наша сила. Я не буде обещать, что это будет скоро.
SM: Будет ли введены (ещё один вопросик) какие-либо дополнительные функции по управлению кланами, например если бы можно было распределять бойцов по ротам?
КМ: Да, я собственно именно об этом и говорил, когда я говорил о клановом штабе. Там такая возможность, она вообще нашими планами предусмотрена, там такая возможность будет. Вот, мы даже думаем не просто давать возможность распределять бойцов по ротам, но и примерно заранее определять на какой технике тому или иному бойцу лучше всего пойти в бой. Такой достаточно удобный интерфейс для планирования боевых действий клана на Глобальной карте на ближайшие сутки, скажем так.
TL: Интересует людей почему дальневосточный регион, провинции вот именно там, очень мало приносят доходов по сравнению с Европой?
КМ: Ответ как бы почему так было сделано ответить очень легко потому, что плотность, скажем, кланов на душу населения в Европе и на Дальнем Востоке она, мягко говоря, разная. Но эти люди могут не переживать, мы скорее всего, ну в общем мы думаем, чтобы пересмотреть доходность очень многих провинций перед введением сезона. Т.е. эта ситуация несколько изменится.
SM: И вновь человек наш Alibabusik сегодняшнего эфира, походу он с нами тоже ведёт, так косвенно, опосредованно. Чтобы заинтересовать кланы, есть ли какие-то идеи и надо ли заинтересовать кланы воевать на Глобальной карте?
КМ: Ну в общем как я считаю, значит, во-первых сама идея сезонов в том виде, в котором она задумана, она кланы заинтересует. Если же речь идёт о каких-то наградах, о чьих-то, то они тоже будут обязательно, ребятки.
SM: Ну здесь именно вопрос в том, будет ли иметь какой-то приоритет кланы ещё на ГК? Может быть у них какие-то плюсы, у участников? Или нет? Опыт, серебро и так далее и тому подобное?
КМ: Да, да. Это тоже вполне себе возможно, т.е. я пока не буду приоткрывать завесу тайны, но да, это тоже возможно.
TL: Но вы об этом главное думаете, оно есть в планах вообще.
КМ: Обязательно.
SM: Активно думаете уже
КМ: Да конечно, конечно. Ну т.е. вообще в ближайшее время, действительно мы там планируем обновление, благодаря которому, кланы воющие на Глобальной карте, они в общем почувствуют себя. Ну не то, чтоб совсем уже орлами такими, но в этом будет один дополнительный, и даже не один дополнительный профит для них.
TL: И интересуются ещё игрок Vais585, не Alibabusik, что не может не радовать или не знаю…
КМ: Ну почему же, по-моему этот Alibabusik задаёт грамотные и конкретные вопросы, я на них с удовольствием отвечаю.
TL: Вопросик был: «Можно ли будет пополнять клановую казну за реал (реальные деньги)?»
КМ: Нет, пока у нас это в планах не стоит. И не стоит у нас в планах по одной простой причине. В общем, вовсе этого не будет пока мы клановую казну не перенесём на клиент. Вот это достаточно долгая и не простая песня, потому что в общем пока она находится на вебе, мы не можем абсолютно точно гарантировать её сохранность и защищённость.
SM: Вернулись мы к вам после музыкальной паузы. Надеемся, что вы по нам очень прям сильно соскучились. Всем по своим местам. Я Смоленская, со мной Тлаен, а главное, что с нами сегодня наш замечательный гость. Это Кирилл Маль, человек, которому не то, что можно, а нужно задавать вопросы, относящиеся к Глобальной карте. Ну и ко всем вопросам рядом с ней стоящие. Тут вот пишет активно (слухи, опять слухи): «Вы говорили в прошлом году аж о некоем уникальном игровом контенте. Например, камуфляжи, награды и танки в том, числе, уникальные танки. Это так или нет?» Могут ли игроки их получить, принимая участие в битвах на ГК?
КМ: Насчёт танков я, насколько мне помнится, ничего не говорил. Вообще наверное какой-то уникальный игровой контент у нас запланирован, но будет ли он даваться исключительно за ГК или не исключительно, вот это вот вопрос ещё на самом деле открытый. Я так понимаю, что вопрос вызван во многом вот этими новыми танками, которые активно обсуждаются на форуме, если я прав.
TL: Тут ходят слухи и даже скрины ходят, ходят-бродят про НЕ-премиумные танки 10 левела.
КМ: Ну как, это уже не слухи в общем. Был даже пост ни кого-нибудь, а самого Шторма на эту тему, т.е. как бы: «Да, такие танки есть. Да, они запланированы как уникальный хай-енд контент». Каким образом и за что они будут начисляться, пока вопрос в общем остаётся не до конца решённым. Мы не можем сейчас об этом определённо сказать, главное, что танки есть, интерес к ним есть. А вот создавать, мы уже придумаем, вы не сомневайтесь.
SM: А камуфляжи?
КМ: А камуфляжи тоже себе вполне в настоящее время обсуждаемая и, в общем, развиваемая тема. Да, и камуфляжи, и всякий другой клановый, и не клановый уникальный контент тоже.
SM: Есть смысл ждать?
КМ: Есть смысл ждать.
TL: А что, посмотришь в бою сразу на человека, поймёшь: «Ага, он в таком-то клане, у них там так-то, так-то дела идёт. Молодец, чувак! Нагибают, раз у него такой камуфляж».
SM: Опытный боец.
TL: Ага, сразу просто понимаешь, что от человека ждать. Интересует людей про слабые кланы: «Можно что-нибудь для них придумать?»
(девушки хихикают)
SM: Из глубины души вопрос…
TL: Прям крик души просто.
КМ: Ну, опять-таки, знаете я в таком положении, когда каких-то планов, уже даже сформулированных планов, уже даже с какими-то сроками определёнными, я пока открывать не могу. Могу только намекнуть, что у нас запланировано на этот год, у нас есть вообще планы, серьёзного расширения вообще контента, игрового кон… и даже не контента, а скорее (как бы это сказать) игровых режимов и вообще, скажем так, расширения игры, ориентированных для кланов, в том числе и для кланов в общем не очень скиллованых. Они найдут там для себя место, нишу, возможность там играть. Но пока, что видите, я вынужден ограничиваться исключительно общими словами. Поскольку мы даже не знаем, насколько это у нас в точности получится в этом году, но мы надеемся по крайней мере. В общем мы сейчас над этим работаем.
SM: В частности, здесь был вопрос о возможности разделения вообще игрового процесса на Глобальной карте по уровням кланов. Отдельно для слабых, начинающих, отдельно - для сильных и для самых сильных.
КМ: Опять таки, такие планы обсуждаются, но, отчасти, в общем-то, я пока не буду опять таки приоткрывать всей механики, но отчасти сезоны, которые мы планируем запустить, они рассчитаны и на это тоже. Т.е. там будет в частности возможным поиграть у кланов, которые не имеют топовой техники сейчас. Т.е. там можно будет поиграть на технике нижних уровней. Вообще на перспективах: да, вполне возможно.
SM: Следующий вопрос опять из клиента (в клиенте сегодня активные люди, не то, что у нас на сайте почему то в чате). Тут вопрос по поводу казны клана. Вот если создать казну клана и каждый боец с каждого боя туда бы что-нибудь скидывал, например 1% прибыли за бой, а потом казначей бы распределял бы все эти деньги на бойцов. Если им надо купить что-либо, какую-нибудь машину?
КМ: Так у нас уже есть казна клана, на самом деле видимо человек задававший вопрос не в курсе. Это казна клана, туда просто поступает доход с провинций, которые клану подконтрольны. И целый ряд клановых офицеров, они имеют право (там заместитель, по моему, командира, казначей имеет право) просто распределять эту прибыль между бойцами своего клана, т.е. такая система уже давно существует.
TL: Нет, ну это выступает с провинции, т.е. за владение какой-либо провинции, если брать допустим вот прибыль за бой, вот именно. Т.е., например, получил сто тысяч (допустим) серебра и 1% попал в клановую казну.
КМ: Такое перераспределение как бы, получается.
TL: Т.е. от каждого по возможности.
КМ: Окей, я понял. Ну мысль интересная, над ней можно подумать. Вполне возможно её можно будет и реализовать, если особо не слишком сложно технически, я, к сожалении, не могу так на вскидку оценить. Ну вообще мысль интересная почему бы и нет, я подумаю.
TL: Мысль подали.
SM: Вы пишите, не стесняйтесь. Мы сейчас что-нибудь переделаем, Глобальную карту вместе за час, но можем. Будут ли вводиться особые режимы боёв для ГК отличных от рандомных? Что-нибудь ещё кроме «Стандартного», «Штурма», «Встречного», всё что мы видим?
КМ: Вообще что-то специфичное? Нет, пока что не планируется. Даже, в общем-то я пока что отказался от мысли например использовать «Штурм» и «Встречные сражения» на Глобальной карте. Вы понимаете, в любом случае режим, вводимый на Глобальной карте, он требует хорошей обкатки предварительной. Вот, т.е. он сначала он должен появится, ну если не в рандоме, то хотя бы в ротных боях. Вообще для кланов, вполне возможно в перспективе, мы придумаем, там будет уникальные вещи, в частности давно говорил (не факт что именно только для кланов, здесь вообще вопрос как бы открытый и спорный), когда-то давно говорил о возможности использования командирских исходников. Да и не один я говорил наверное. Эта тема никуда не девалась, она в общем то по-прежнему для нас тоже приоритетной, возможно в этом году у нас удастся реализовать. Не знаю, возможно ли отдельным боевым режимом или нет, но такие вот вещи планируются.
TL: Угу. Интересует людей развитие провинций на Глобальной карте. Можно ли будет их развивать свои, принадлежащие клану тем или иным образом?
КМ: Ну, опять таки, это скорее планы, скажем, на более дальние перспективы. На самом деле, речь будет идти даже скорее не столько о развитии провинции, сколько о развитии (вот я так приоткрою, что называется, занавесу тайны) собственно самого клана и его, может быть столицы или ставки, которая двигается из провинции в провинцию. Вот в этом смысле мы вполне возможно работу вести… не то, чтоб возможно будем вести работу, мы собственно уже ведём. Вот это будет, а вот конкретную провинцию нет. Наверное, всё-таки вот так мы от этой идеи отказались.
SM: Тут пользователь, слушатель, игрок с ником high489 интересуется: «Когда же будет отменено разделение ГК на региона? Насколько известно это связано со сменой движка мировой войны. Это так?»
КМ: Абсолютно правильно и абсолютно правильно поставлен вопрос. Значит, мы наверное уже ближе к осени всё-таки поменяем движок, я так думаю, вот если трезво оценивать ситуацию. Наверное к осени мы перейдём на другой движок, когда Глобальная карта станет совершенно бесшовной. Т.е. можно будет, не кликая вот эту стрелку и не выбирая регион из этого выпадающего списка, можно будет просто переместится куда вам угодно. Значит, в настоящий момент, этот движок уже находится в разработке, над ним активно работает не только программисты, но и художники. В частности, там уже, скажем, есть некий, можно даже назвать это прототипом, я конечно могу вам сейчас на пальцах объяснять какой он будет красивенький, но эффекта в этом будет ноль. Вообще, так на мой взгляд он визуально получается, во-первых значительнее функциональней и удобней, и во-вторых значительно более красивый, чем то, что мы имеем сейчас. Вот и естественно, та Глобальная карта новая, она будет бесшовной, да.
SM: Следующая группа вопрос от слушателей касается мобильных приложений, связанных с Глобальной картой. Вот у нас есть WoT Assistant (все знают, ну многие знают). Будет ли не что подобное, завязанное отдельно на Глобальную карту?
КМ: Будет взаимосвязь просто и будет возможность какие-то вещи, какие-то функции, связанные с Глобальной картой, просматривать через WoT Assistant.
TL: А вот анонсировали на днях буквально WoT Blitz. И есть информация, что учётная запись для Blitz'а, она будет являться так же единой, как вот и аккаунт для танков, т.е. вся вот эта идея одного аккаунта единого Wargaming и будет ли вот этот вот Blitz иметь связь с Глобальной картой?
КМ: Нет, WoT Blitz не будет иметь связь с Глобальной картой. Всё таки это отдельная игра. У него будет там некое подобие своих клановых разборок, т.е. в WoT Blitz будет свои кланы и клановые разборки, но вот связь с Глобальной картой у WoT Blitz не будет точно.
TL: А будет ли планироваться ли введение каких-нибудь дополнительных приятностей, наград за, скажем так, выслугу лет на Глобальной карте? Допустим держит клан провинцию одну долго-долго, много-много. Будет им что-либо за это хорошее-приятное?
КМ: Конкретно за провинцию не знаю, не уверен. Вот, но только в рамках сезона. Там будет свои определённого рода условия. А вообще за выслугу лет, да! Будут. Не буду называть какие, конкретно как и за что, но будут.
TL: А они как будут видимы для всех?
КМ: Конечно.
TL: Это как: игроку, клану?
КМ: Нет, ну смотрите у нас, в общем-то, уже есть опыт начисления уникальных клановых медалей за ивенты. В частности, например, у нас там было несколько комплектов медалей, которые мы начисляли участникам или там победителям ивента «Монголии» или «Атлантиды». Как правило, брался, например, срез на конец ивента и все игроки, которые в клане состояли на конец ивента, всем раздавались медали. Схожий принцип мы, например, будем использовать во время сезонов, но вот что касается за выслугу лет, то о чём вы спрашивали, то здесь возможно награждение и тех, и других. Вообще вопрос пока ещё обсуждаемый, но там мы всё-таки склоняемся к тому, чтобы награждать больше игроков, чем кланы.
SM: Т.е. отдельных людей?
КМ: Ну, всё-таки человек мог играть, например, на Глобальной карте уже достаточно давно и при этом сначала играть в одном клане, потом в другом. Почему, мы собственно должны его обижать за это?
SM: Ну да, собственно должны оцениваться личные умения и навыки человека.
TL: Он же всё-таки не перестал играть, даже если переходил из клана в клан. Интересует людей также: будет ли какая-либо упрощённая система для командира клана? Или состава клана для быстрой оценки ситуации на Глобальной карте? Вот именно для клана.
КМ: Ещё раз, быстрая система… я вот немножко не уловил вопрос.
TL: Упрощённая система для командира для быстрой оценки ситуации на Глобальной карте?
КМ: Да, ну это собственно говоря входит в наше понятие «Кланового штаба», т.е. там будет функционал. Надеюсь, что он будет, который позволит достаточно быстро сориентироваться с какой стороны атака, какой клан напал, на какой карте. Вот именно эта информация в клановом штабе ему собственно будет доступна. Достаточно быстро он сможет посмотреть и оценить: «Ага, вот здесь у нас значит атака от такого клана, он атаковал таким-то количеством фишек. Нам предстоит сражаться на такой-то карте» и так далее и тому подобное. Всё это есть. Частично это уже есть, но мы этот функционал ещё больше расширим.
SM: Тут ещё один вопрос: будет ли такое, что деньги можно занимать у других игроков? Проблема с финансами, интересуются люди.
КМ: Ну собственно, это наверное вопрос не совсем ко мне потому, что… ну какое отношение к Глобальной карте? Клановая казна, да позволяет, скажем, людям эти деньги, если речь о золоте, перераспределять, т.е. из дохода клана раздавать их клановым игрокам. А вот именно у других игроков, вопрос не ко мне. Скорее всего нет, не будет.
TL: Интересует вопрос новых карт, отдельных для Глобальной карт, которых не будет в рандоме, будут ли вводится?
КМ: Есть такие планы. Но они очень, как скажем так, у них не самый высокий приоритет. Потому что куда приоритетнее сейчас всё-таки добавить те карты, которые будут востребованы более массовые аудитории.
SM: Ещё один вопрос, не планируется ли введение, так называемого кланового гаража (клановый гараж)? Куда игроки клана смогут выставлять свою технику для использования другими игроками в Мировой войне?
КМ: Общеклановый гараж, я так понял вопрос, в котором техника будет доступна всем клановым игрокам, да?
SM: Ну, видимо так.
КМ: Достаточно давно мы эту тему как то внутри себя её муссировали, всячески её рассматривали, взвешивали плюсы-минусы, в конечном счёте решили от неё отказаться. Нет, такого, скорее всего, в Мировой войне не будет.
SM: А если не секрет, главные аргументы «против»? Почему?
КМ: Там очень много логических косяков с этим связанных, которые могут потенциально возникнут, в частности, допустим, находится танк в гараже (ну эта одна из простеньких задач), в клановом гараже. Его можно продать его игроку, который туда его поставил или нельзя, например? Там достаточно много нюансов, связанных например с тем, кому там начислять опыт, который копится на этом танке? Какому игроку он идёт? Как? И так далее, и тому подобное, т.е. все эти вопросы, я не отрицаю, что они решаемы, но они решаемы путём достаточно больших трудозатрат, которые лучше всё-таки направит на что-то более важное, нужное, доброе, разумное, вечное. Ну, а если совсем на самом деле, такой гараж не является, на наш взгляд, самой приоритетной, самой востребованной вещью для кланов. Ну и плюс ко всему, я ещё должен упомянуть, что вообще честно говоря, игроки должны повышать личный скилл и обновлять сами свой гараж по хорошему, а не уповать там, скажем, на друга Васю по клану. Смысл игры всё-таки в том, чтобы игрок рос и в индивидуальном порядке тоже, в том числе расширяя и прокачивая собственный гараж.
SM: Спасибо. Предпоследний наш вопрос: как развивается ситуация с Глобальной картой сейчас в других регионах? Это Америка, Европа, Азия. Есть ли различия по отношению к стилю ведения боёв, к подходу к игре?
КМ: Ну, Европа, на мой взгляд, она во многом очень похожа на Россию, и главное отличие, что всё-таки игроков там несколько поменьше. И соответственно там и провинций поменьше. А так в общем очень, очень, очень похожа. Наверное, главное отличие в том, что там кланы очень часто делятся по национальному отличию, т.е. там есть например польские кланы, немецкие кланы. Вот Европа, она такая мультикультурная, она в принципе мультикультурная и Глобальная карта у нас тоже европейская получилась мультикультурная. А так в общем мы наблюдали забавные, скажем так, параллели: плотность кланов на количество провинций в Европе примерно такая же. Например, когда мы ввели мятежи и в Европе, и на русском кластере, то мы наблюдали схожие вообще очень параллельные изменения этой плотности. Что касается Соединенных Штатов Америки, то там как ни странно вообще отличие США старые, скажем так, большинство старых продвинутых игроков этой аудитории, она воюет именно на Глобальной карте. Если у нас достаточно не велик процент на русском кластере игроков уже топовых, прокачавшихся до таких уровней, которые в кланы уже не вступают, то там в основном прокачался до 10 и там очень многие из них, большинство наверное, идут в клан. Но там вообще война более вялая связано ещё главным образом с тем, что там провинций у них сейчас достаточно много, а самих кланов не так много. Эту ситуацию мы вскоре изменим, мы закроем для них европейский регион, закроем для них средиземноморский регион, оставим для них только Соединенные Штаты Америки, т.е. американцы будут воевать в Америке и в Канаде. У американцев сейчас нету заморозки техники, главным образом потому, что у большинства из них, пока что до недавнего времени не было более одной «10» на аккаунте, но эта ситуация наверное тоже вскоре изменится.
SM: Всё, время наше подошло к концу и надо нам бы уже попрощаться, к сожалению. Спасибо, что пришли к нам. Мы приятно побеседовали.
КМ: Вам спасибо за приглашение!
SM: Я думаю, что это не последнее наша беседа. Это интервью ввели вводящий-выводящий оператор BadBishop, ну и непосредственно пытали нашего гостя Тлаен…
TL: Я!
SM: Да, она одна. Смоленская, это я одна. Ну и напоминаю, что гостем у нас сегодня был важный, очень ответственный человек за Глобальную карту Кирилл Маль.