string(71) "/istoriya-zarozhdeniya-sovetskogo-tankostroeniya-chast-%25E2%2584%25962"
		
Поиск по сайту

История зарождения советского танкостроения. Часть №2

В предыдущей части нашего исторического материала вы узнали, как развивалось советское танкостроение, как оно зарождалось. Настало время продолжить экскурсию в историю, когда СССР еще не канул в Лету, а конструкторы создавали все новых стальных монстров.

История зарождения советского танкостроения. Часть №2 История

30-е года двадцатого века были примечательны тем, что наконец-то отношения между относительно молодым восточным государством и остальной частью Европы наконец-то нормализировались. Конечно, социалистическую страну до сих пор холодно воспринимали, однако в ближайшее время никаких агрессивных действий не планировалось. 1933 год ознаменовался первым и очень тревожным звоночком – Адольф Гитлер занял в Германии должность рейхканцлера. Надо заметить, что Гитлер отличался довольно резкими взглядами на политическое устройство страны. Прошел год, президент умер и Адольф занял пост главы государства. И тогда всем стало ясно, что новой войны не избежать.

Но угрожали СССР не только с Запада – на восточной стороне государства Япония декларировала, что Маньчжурия и Монголия входят в сферу интересов страны. И для осуществления всех грандиозных замыслов японской верхушке требовалось нанести сокрушительное поражение СССР.

Маньчжурия была захвачена Японией в 1932 году и там было создано государство, целью которого была стартовая площадка для ведения боевых действий против СССР.

Сложившаяся печальная ситуация требовала решения и первой целью Советского Союза стало переоснащение армии. И для того, чтобы оснастить все боевые подразделения новым вооружением, стране требовалась огромная база промышленности и создание новых образцов оружия, танков в том числе.

Коллегия управления военной промышленностью поняла, что для решения вопроса отсутствия новых технологий, нужно обратиться к зарубежным аналогам, т.е. воспользоваться накопленным опытом других стран.  Под руководством И. Халепского была создана комиссия, целью которой была закупка военного оборудования.

Обратившись в Соединенные Штаты Америки, комиссия обратила внимание на разработки фирмы Cunningham, однако выяснилось, что техника не соответствует нормам, выставленным РККА. В скором времени комиссия нашла то, что нужно – это были разработчики гениального инженера Дж. Кристи.

В 30-х годах практически все военные работали с колесно-гусеничной системой, так как полностью гусеничная попросту не обеспечивала высокой надежности. Но благодаря работам упомянутого инженера, от спорных решений отказались.

Боевые машины Кристи были очень интересными экземплярами. Многочисленные рекорды скорости даже до сих пор никому не удалось побить. Конечно, может быть просто из-за того, что сейчас разгонять до 100км/час танк никому не нужно. Труды Кристи не пришлись по душе американским военным, так как его машины не слишком вписывались в стандарты американской армии. Руководитель закупочной комиссии, присмотревшись к танку, тоже был под влиянием сомнений, но все же американский конструктор с легкостью шел на контакт.

И последние сомнения по поводу покупки танков развеялись тогда, когда стало известно, что Польша тоже поглядывает на танки Кристи. И вот, 28 апреля в 1930 году наконец-то был подписан договор о поставке двух танков в СССР.

Комиссия должна была двигаться дальше и следующей точкой назначения была Великобритания, где членов комиссии привлек танк Vickers Mk. Этот танк тоже не слишком обрадовал британских военных. Да, он был современный, без особо ощутимых минусов, однако он просто не вписывался в концепцию британских войск. И чтобы танк не простаивал, его было решено продавать. Поставки машины велись в Финляндию, Польшу, Аргентину и множество других государств. Конкретно в СССР была направлена модернизированная версия танка, с двумя башнями.

Оба танка, британский и американский, здорово послужили своим покупателем. Британец стал прообразом знаменитой массовой серии Т-26, а американец дал начало не менее знаменитой серии БТ.

После прибытия танков в СССР, прошла демонстрация Виккерса. Все прошло успешно и был отдан приказ о серийном производстве машины. Хоть танки и имели ряд недоработок, высшие чины посчитали их не слишком существенными, тем более, что командованию доложили о начале серийного производства Виккерсов в Польше. Как оказалось,  эта информация была ложной.

Первые танки Т-26 (модернизированный Виккерс) оборудовались двумя башнями с пулеметами, которые были расположены по горизонтали. В 1933 году была создана модификация танка, оснащающаяся одной башней и 45мм пушкой. Приказ о перевооружении затрагивал все модификации танков, но из-за маленького количества орудий, вплоть до конца 1933 года создавались как и орудийные, так и пулеметные варианты машины.

Теперь давайте перейдем к американскому прототипу. Сразу нужно заметить, что на полевых испытаниях Кристи показал себя довольно капризным и ненадежным танком. Но несмотря на это, ходовые характеристики машины впечатляли. В свете неоднозначных результатов тестирования было решено, что сначала конструкторы избавят танк от минусов, а уже потом начнется серийное производство. Эти машины получили название БТ, что означало «быстроходные танки».

Разработка серии проходила на Харьковском заводе и должен заметить, что доработок было действительно великое множество. На самом первом этапе существования, танки БТ получили печальную славу танков, которые обладали высочайшим количеством поломок. Выходили из строя гусеницы, ломались двигатели, заклинивало коробки передач… Образцом качества машина так и не стала.

Нужно было придумывать новые машины, более лучшего качества. И вот, в 1933 году, началось создание танка БТ-5. Главный плюс этой машины заключался в новой, улучшенной башне и 45мм орудии. Однако ходовая часть не была переделана и была такая же, как и на БТ-2.

Через некоторое время появилась еще одна модификация танка, получившая индекс БТ-7. Новый двигатель М-17 во много раз превосходил по надежности старый вариант, корпус был полностью сварной, новая, рассчитанная на 76мм орудие, башня, увеличенные баки для топлива… Изменений масса, конструкторы потрудились на славу.

На этом мы заканчиваем материал. В следующей части статьи вас ждет завершающая эпоха зарождения советского танкостроения, не пропустите. Открою завесу тайны – в следующий раз предметом нашего разговора станет легендарный Т-28 и Т-35.

Успехов на полях сражений!

 
20-12-2013 в 21:41

Круто

Аватар пользователя Кьюриосити
09-11-2012 в 23:52

Ничего не хотят создавать сами). Но это понятно - зачем изобретать колесо, если можно доработать уже существующее))

Комментарии
3 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.